Боевые подруги
IQ-Club - История
Автор: Ева Иванова   
27.04.2012 00:00

amazonkaСегодня мы решили поговорить о таком явлении, как женщины в вооруженных силах, которое до недавнего времени считалось, мягко скажем, необычным и не совсем нормальным, а в наши дни становится все более распространенным.

Античные богини и христианские святые

Всю человеческую историю существует стереотип, что женщина не может быть воином. Разумеется, такое мнение сложилось не без причин: как ни крути, женщины в целом физически слабее, чем мужчины, есть мнение, что и менее агрессивны (впрочем, с этим можно поспорить). Мужчины всегда ревностно отстаивали свою обязанность и, конечно, прилагающиеся к ней права и привилегии — защищать свое и завоевывать чужое. Женщину считали недостойной, неспособной управляться с оружием и одновременно с этим участие в боевых действиях расценивалось как непристойное занятие для приличной дамы. Однако девы-воительницы встречаются во многих мифологиях: вспомним древнегреческих Афину и Артемиду, древнеримскую Беллону, ирландскую Морриган, скандинавских валькирий, амазонок, богатырш из тюркского эпоса и т.д. Были и реальные персонажи, впоследствии ставшие легендарными: Жанна д’Арк, к примеру. Образ женщины-воина, несмотря на свою «недостойность и непристойность», всегда вдохновлял людей искусства — художников, скульпторов, литераторов, кинематографистов, и произведения, где он так или иначе используется, просто не перечесть.

Однако у грозных валькирий были прототипы на земле. Так, исторические документы говорят, что присутствие женщин в войсках (именно как боевых единиц, а не в том качестве, о котором вы могли бы подумать) было не то чтобы обыденным, но и не исключительным делом. Древнегреческий историк Геродот в своих трудах упоминает амазонок — воинственных женщин из кочевых племен. Кстати, в древнегреческой мифологии и литературе сюжет борьбы с амазонками — один из самых излюбленных (разумеется, эллинские герои непременно если не побеждали в честном бою строптивых воительниц, то покоряли их своим мужским обаянием). Сами же греки, как нетрудно догадаться, в большинстве своем придерживались мнения, что место женщины — у колыбели и за прялкой. Впрочем, и среди них были исключения — например, спартанские девушки проходили военно-спортивную подготовку и даже иногда могли стать солдатами.

До сих пор среди историков нет единого мнения, существовали ли амазонки на самом деле, те же специалисты, что за реальность амазонок, считают, что жили эти племена на территории в приволжских и приазовских степях, в Малой Азии. В древних греческих, римских, индийских хрониках можно найти сведения и о том, что у кельтских, германских, сарматских и некоторых других индоевропейских народов женщины принимали участие в боевых действиях, а иногда они даже выступали в роли командиров подразделений. Скандинавские саги упоминают о женщинах-конунгах — военных вождях. Но, пожалуй, самая известная военачальница — это уже упоминавшаяся француженка Жанна д’Арк, участница Столетней войны (1337–1453), сначала обвиненная в ереси и сожженная на костре, а потом через века причисленная лику святых. Интересно, что Жанне потребовалось специальное одобрение от церкви, чтобы легально носить мужскую одежду, доспехи и оружие.

От Реформации до наших дней

Если учесть низкое социальное положение женщин в прошлом и его проявления в виде того же «разрешения на ношение штанов», то покажется удивительным тот факт, что первые «контрактницы» в армии появились уже во второй половине XVI века. Так, в 1560–1650 годах в некоторых европейских государствах женщины могли поступить на военную службу наемниками. В заключаемом договоре, как и в наши дни, четко оговаривались их обязанности и вознаграждение. Где же отряды бравых мушкетерш и кавалеристок, спросите вы? А их и не могло быть, ведь, например, британское законодательство предписывало иметь не больше шести женщин в каждой роте. Другие европейские армии, в том числе французская, следовали похожим распоряжениям. И остается неизвестным, сколько на самом деле девушек, успешно прикидываясь юношами, вступали в солдатские ряды. Судя по всему, подобное практиковалось довольно широко.

Великобританию можно по праву назвать первой страной, в которой серьезно отнеслись к военному потенциалу женщин. Именно в Англии в 1653 году открылись первые военные госпитали, рассчитанные на 350 раненых, где в штате работали родственницы военнослужащих. Если уж речь зашла про военно-полевую медицину, нужно упомянуть и о знаменитой англичанке Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны (1853–1856) в качестве сестры милосердия затеяла реорганизацию армейской медицинской службы, и ей удалось воплотить ее жизнь. Принципы, разработанные Найтингейл, используются до сих пор. В ХХ веке (1917–1919 гг.) в британские вооруженные силы пришло около 100 тыс. женщин, занявших свои посты в специально сформированных Женских королевских военно-воздушных силах, Королевском вспомогательном корпусе ВМФ и Женском легионе секции автотранспорта. Понятно, что речь шла только о вспомогательной работе. А вот канадцы оказались более прогрессивными, и в самом конце XIX века (1895 год) разрешили женщинам служить в боевых частях наравне с мужчинами.

Когда началась Вторая мировая война, многие женщины вступили в ряды вооруженных сил. Так, в британской армии служило около 225 тыс. женщин, в американской — 450–500 тыс., в германской — около 500 тыс., в армии СССР — более 800 тыс. (из них — 80 тысяч офицеров, и ниже мы еще поговорим о наших героических соотечественницах).

Сегодня в таких странах, как Дания, Нидерланды, Швеция, Норвегия сняты абсолютно все ограничения на воинскую службу женщин. США допустили женщин в боевую авиацию и на боевые корабли, кроме подводных лодок, общая же численность солдат и офицеров (в том числе высших чинов) женского пола в американской армии колеблется в пределах 18–20%. В Израиле существует уникальная ситуация: молодые гражданки страны обязательно служат в вооруженных силах. Хотя избежать военной службы совсем несложно — достаточно быть замужем. Но, как правило, израильтянки этим не пользуются и идут служить. В целом можно сказать, что в большинстве развитых стран, имеющих боеспособную армию, вопрос дискриминации женщин в военной карьере в основном снят — как говорится, было бы желание. А оно, судя по статистике, показывающей непрерывный рост количества женщин в вооруженных силах разных государств, имеется.

Корнет Шурочка Азарова и другие действующие лица

В культуре нашей страны отношение к женщинам на военной службе, по сути, ничем не отличалось от такового в странах Европы — это явление не считалось в порядке вещей, хотя отдельные случаи входили в анналы истории. Например, по словам Карамзина, в византийских хрониках VII века упоминается, что при осаде Константинополя среди павших русичей находили и женщин в доспехах. Из школьных уроков истории мы помним о военных походах княгини Ольги с ее дружиной. Есть сведения и о сражавшихся в Куликовской битве молодых русских аристократках, княжнах Феодоре Пужбольской и Дарье Ростовской.

Петровская эпоха была временем многих перемен, и кое-какие из них касаются нашей темы: в воинском уставе от 1716 года утверждалось право женщин на службу в вооруженных силах, а именно в госпиталях.

Российские женщины, как и жительницы других стран, не могли стать военнослужащими в полной мере — они не участвовали в боевых действиях и не носили оружия. Последнее, разумеется, не касалось охоты, любительниц которой в дворянской среде было немало. Было и такое явление, как «амазонская рота» Екатерины II, сформированная из родственниц офицеров по приказу князя Потемкина и служившая скорее для «декоративных» целей, нежели для военных.

Как мы уже говорили выше, многие девушки, исполненные патриотизма, нарушали закон, и всеми правдами и неправдами все-таки попадали на службу в боевые части армии. Например, Александра Тихомирова, представившись своим убитым братом, в конце XVIII века командовала ротой улан и прослужила в кавалерии много лет. История улана Надежды Дуровой, первой российской женщины-офицера, участвовавшей в войне с Наполеоном, настолько ярка и интересна, что заслуживает отдельного рассказа. После разоблачения «корнета Соколова» император Александр I проникся уважением к лихой кавалеристке и произвел ее в офицеры — уже под ее собственным именем. Выйдя в отставку в чине штабс-ротмистра, Дурова опубликовала автобиографическую книгу «Записки кавалерист-девицы», которую редактировал и высоко оценил сам Пушкин. Добавим еще, что именно она стала прототипом Шурочки Азаровой из известного фильма «Гусарская баллада».

Во время Первой мировой войны многие российские женщины отправились на фронт — главным образом как сестры милосердия. Но были и такие, кто, прикинувшись мужчиной, шли на передовую — законы не менялись, и защищать свою страну с оружием в руках женщинам все еще не позволялось. Но они рисковали, и некоторые удостаивались ордена св. Георгия, высшей военной награды. Здесь первой вспоминается кавалер двух Георгиевских крестов Антонина Пальшина. Под именем Антона Пальшина она успешно воевала в кавалерии, а затем, после ранения, связанного с этим разоблачения и службы сестрой милосердия, снова переодевшись мужчиной, пошла на фронт — на этот раз в пехоту, где опять же проявила себя как умелый боец. При этом руководство знало, что рядовой Пальшин — женщина, тем не менее ее посылали в разведку и брать языков. Впрочем, к середине Первой мировой женщина, служащая в армии под мужской фамилией, уже не была чем-то из ряда вон выходящим, хотя о таких случаях все же старались умалчивать. Антонина Пальшина, к слову, бывшая замужем и родившая двои детей, собиралась на фронт и во время Великой Отечественной войны, но не прошла по возрасту.

В первые годы советской власти (кстати, в Гражданской войне также активно участвовало немало женщин, главным образом со стороны большевиков, не ставивших гендерных барьеров) серьезно обсуждался вопрос о том, чтобы обязать женщин служить в вооруженных силах. Николай Подвойский и Александра Коллонтай, например, считали призыв женщин в армию и на флот необходимым условием их настоящего социального равенства с мужчинами. Хорошо это или плохо, но, как видим, такая инициатива не была воплощена в жизнь. Тем не менее, женщинам открылся доступ в военные вузы. Так, перед Великой Отечественной войной более 250 женщин стали выпускницами академий химзащиты, военно-политической, военно-морской, военно-воздушной, военно-инженерной, артиллерийской и т.д. и впоследствии успешно применяли свои навыки в боевой обстановке. Кроме того, в советском обществе с большим одобрением относились к прохождению девушками начальной военной подготовки, учебе на курсах радистов, прыжкам с парашютом и т.д.

Как мы уже говорили, в Советской армии во время Второй мировой служили около 800 тыс. женщин, но, разумеется, далеко не все из них в боевых частях. В СССР были созданы три боевые женские авиационные части — уникальное явление для того периода: 586-й истребительный полк, 587-й полк пикирующих бомбардировщиков и 588-й ночной бомбардировочный полк, летчиц которого фашисты прозвали ночными ведьмами. За годы войны 86 женщин были удостоены звания Героя Советского Союза, 150 тыс. награждены боевыми орденами и медалями, более 200 стали кавалерами ордена Славы.

В российских вооруженных силах сегодня служат по контракту больше 80 тыс. женщин — как солдат, матросов и сержантов, служащих по контракту, так и офицеров. Генералов и адмиралов среди них пока нет (если не считать генерал-майора в отставке Валентину Терешкову). У контрактниц такая же зарплата, как и у коллег-мужчин. Власти страны уверяют, что в настоящее время для женщин открыта дорога во все рода сухопутных войск и во флот и что они, власти, всецело поддерживают феминизацию российской вооруженных сил и будут содействовать этому явлению.

Комментарии:

Обновлено 27.04.2012 07:35