Зловещие тайны Чичен-Ицу
IQ-Club - История
Автор: Ева Иванова   
08.08.2011 21:18

Мрачные тайны Чичен ИцуВот уже более ста лет археологи-подводники охотятся за памятниками культуры доколумбовой Америки. Только ищут они их не на дне морском, а на дне священных колодцев полуострова Юкатан, где до конкисты процветала великая древняя цивилизация индейцев майя. Мастера этого народа были искуснейшими ювелирами, творения которых до сих пор превосходят европейские.

Однако полностью оценить их произведения ученые не могут, поскольку все многие тонны украшений, награбленных у индейцев, были превращены в лом испанскими завоевателями. И все же находятся энтузиасты, которые своим упорством приоткрывают для мира завесу индейских тайн.

 

Мертвый колодец

В XIX веке путевые заметки полковника Гарлиндо, некогда путешествовавшего по Южной Америке, попали в руки адвоката Джона Ллойда Стефенса. Внимание американца привлекло описание таинственных сооружений, обнаруженных полковником в дремучих лесах Амазонки. С юных лет увлекаясь археологией, Стефенс не мог пройти мимо заманчивой перспективы совершить новое открытие. Решение было принято мгновенно: ехать в дебри Амазонки, чтобы увидеть все собственными глазами.

Готовясь к экспедиции, он углубился в изучение множества уже имевшихся сочинений историков и наткнулся на заметки некоего Фуэнтеса. Этот мексиканский испанец в 1700 году, странствуя по территории Гондураса и возле Копана, неожиданно наткнулся на огромный ансамбль древних сооружений и пирамид, который на удивление хорошо сохранился. Кто бы мог тогда подумать, что бродяжничающий вояка видел знаменитый город Чичен-Ицу!

Стефенс без промедления отправился в путь, захватив с собой друга — художника Фридриха Казервуда.

В 1839 году караван Стефенса оказался на границе Гондураса и Гватемалы. Маленькой группе смельчаков пришлось пережить все тяжести скитаний по диким местам. Вьючные мулы проваливались в смрадные болота, тела путешественников терзала мошкара, гнилостные испарения отравляли их легкие. Но ни дворцов, ни храмов видно не было. Казалось, что в этом краю никогда и не существовало никакой цивилизации. Но Стефенс был настойчив. Он не прекращал поисков, и однажды ему улыбнулась удача — он встретил в лесу индейцев, точно знавших, где именно находятся развалины.

Посреди джунглей перед путниками предстали руины древних храмов. Каменные стены настолько густо поглотил тропический лес, что можно было долго плутать совсем рядом и ничего не заметить. Когда Стефенс и Казервуд проникли внутрь одного из культовых сооружений, они были поражены искусством древних жителей Мексики. Они поняли, что открыли город, и не просто город, а священную столицу.

Это был тот самый город Чичен-Ицу (в переводе с индейского — «устье колодцев ицев»). Что же это был за колодец, именем которого древний народ назвал свой храмовый комплекс?

«Этот колодец был самым большим и самым таинственным из всех встреченных нами на Юкатане, — написали путешественники в книге, изданной после их возвращения. — Он был мертв, словно в нем поселился дух вечного молчания».

Тайна предназначения большого колодца был разгадана, когда в 1864 году обнаружилась книга Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане». Диего де Ланда — архиепископ Юкатана, живший здесь в XVI веке. Он подружился с одним индейским князем, который и поведал ему о богах, войнах и традициях майя.

«У них был обычай, — писал в своих заметках священник, — бросать в колодец живых людей, дабы умилостивить богов во время засухи. Индейцы считали, что жертвы не умирали, хотя и не видели их больше. Бросали туда также вещи из драгоценных камней, предметы, которые они считали ценными».

В поисках золота

Молодой американец едва не упал с лошади, когда увидел волшебное зрелище — перед ним высилась темно-синяя пуща, а над верхушками деревьев в свете луны белел чудесный храм. Так в 1885 году 25-летний Эдвард Томпсон прибыл в Чичен-Ицу — величайший город-государство майя, о котором по свету ходили самые необыкновенный легенды. После недолгих поисков он обнаружил среди деревьев небольшой круглый колодец, имевший весьма мрачный вид. Он был похож на зияющую бездну с отвесными, высотой в 20 метров каменными берегами. Вдобавок вода в нем была черна и покрыта водорослями и полуистлевшей листвой. С помощью лота Томпсон исследовал дно колодца — глубина его достигала 25 метров. На одном из берегов виднелись руины алтаря и украшенная барельефами плотина, ведущая к храму.

Путешественник сел на камень и задумался. А что, собственно, он собирается искать в этом колодце? В книжке средневекового архиепископа ему не давал покоя лишь один абзац: «Если в этой стране и было когда-нибудь золото, то большая его часть должна находиться на дне пруда в Чичен-Ице». Но как искать золото? Ведь по преданиям майя, в отличие от атцеков, не были столь кровожадными и приносили в качестве жертвы своим многочисленным богам лишь цветы и фрукты. Томпсон решил расспросить местных жителей и своих проводников.

Потомки индейцев болтали разное. Некоторые утверждали, что в определенное время года воды колодца превращаются в кровь... Другие видели, как в полнолуние из его глубин выходили хороводы плачущих девушек под пение невидимых жрецов... В конце концов выяснилось, что и у майя был обычай приносить человеческие жертвы. Это случалось лишь когда наступала засуха и надо было задобрить бога дождя Чак-Мооля, по преданиям жившего на дне этого пруда. Тогда жрецы посылали ему невесту — самую красивую девушку. А жители давали ей богатое приданое — бросали в воду дорогие украшения, драгоценные камни и ценную утварь.

Несмотря на всю противоречивость рассказов, Томпсон решил начать масштабные поиски в темных глубинах древнего водохранилища. Для этого ему пришлось вернуться в Штаты и прочесть множество лекций для сбора средств на новую экспедицию. Затем в Бостоне под руководством опытного инструктора он освоил водолазное искусство. После этого неутомимый исследователь заказал на заводе специальную землечерпалку с 10-метровой мачтой. С деньгами, знаниями и оборудованием он вернулся на Юкатан, нанял нескольких опытных рабочих, ловца жемчуга и водолаза.

Диаметр пруда оказался слишком велик (70 метров), чтобы обыскивать его дно. Тогда с помощью остроумного решения (толстого ствола дерева, напоминающего человеческую фигуру) Томпсон определил, куда жрецы могли кидать свою жертву и пустил в ход землечерпалку.

Зов Чак-Мооля

Много дней ковш извлекал на поверхность черный смрадный ил, гнилые стволы деревьев, останки животных. На солнцепеке ил начал активно разлагаться, и вонь заполонила округу. Однако вскоре, как из рога изобилия, из ковша посыпались разные находки — украшения, вазы, копья, чаши из обсидиана и яшмы. Нашел исследователь и подтверждение страшной легенде, подняв со дна священного колодца скелет молодой девушки.

Дальше Томпсон облачился в водолазный костюм и сам спустился в колодец. В кромешной тьме, окруженный со всех сторон многовековой грязью, он шарил в щелях и трещинах, разыскивая предметы, которые не смог уловить ковш. Двигаясь практически на ощупь, однажды он едва не стал жертвой подмытого водой валуна, а в другой раз на Томпсона свалилось гнилое дерево.

Но риск был вознагражден: добычей археолога стали тысячи бус, браслетов, зеркал, золотых статуэток и женских украшений. Правда все предметы были разбиты или разломаны на мелкие части. Майя верили, что мертвые вещи тоже имеют души, и поэтому не бросали их в колодец, не лишив жизни. Они раскалывали прекрасные произведения своего древнего искусства на жертвенном алтаре, чтобы души утвари могли лучше служить своим хозяйкам в загробном царстве бога дождя.

Кроме того, на свет были извлечены черепа нескольких молодых женщин и старика. Кем он был? Случайной жертвой жрецов? Томпсон предположил, что это череп отца одной из юных страдалиц. Охваченный отчаянием родитель бросился в черный колодец вслед за любимой дочерью. Возможно, эту мысль ему навеяла старая индейская песня:

Догорает от жажды кукуруза в поле.

Чак-Мооль зовет тебя, милая доченька,

Но обильнее, чем дождя потоки,

Потекут мои слезы, мои горькие слезы.

Доверху наполнив сундуки драгоценными древностями, кладоискатель вернулся в США. Сокровища он передал музею, получив за них в качестве вознаграждения солидную денежную сумму, а сам взялся за мемуары. В них он с тщанием и любованием описал каждую поднятую на поверхность вещь — будь то нефритовая статуэтка или нож с искусной золотой рукояткой.

В 1910 году, когда в Мексике произошла революция, новое правительство решило вернуть себе ценности Чичен-Ицы, объявив их национальным достоянием. Однако Томпсон отказался делиться даже частью сокровищ. В отместку мексиканцы конфисковали все его имущество в Чичен-Ице, но сокровища так и остались в американском музее.

Век новых открытий

Между тем ученые Мексики считали, что сильно переживать об утраченных сокровищах не стоит. Священный колодец выдал далеко не все свои тайны. Местные археологи тщательно исследовали дневники Эдварда Томпсона и пришли к важным выводам. Во-первых, колодец в действительности не был рукотворным. Древние майя не строили подобные сооружения, а пользовались естественными источниками питьевой воды. Это означало, что, скорее всего, на месте священного колодца когда-то была карстовая пещера, затем ее свод обвалился, и образовался естественный водоем. Примерный возраст водоема — около двух тысяч лет.

Таким образом, на дне этого колодца было такое количество ила, которое Томпсону вряд ли бы удалось вычерпать. А значит, американцу досталась лишь десятая часть всех сокровищ. В 1954 году в Чичен-Ицу отправилась первая научная мексиканская экспедиция. Местные инженеры сконструировали специальные водолазные костюмы и уникальное пневматическое устройство эрлифт, откачивающее воду и ил.

К раскопкам приступили в начале 60-х годов. На дно колодца был спущен особый рукав, через который ил втягивался и отгружался наверх. Там его просеивали через мелкое сито, а археологи извлекали и описывали каждый найденный предмет.

Технологический прогресс позволил получить невероятные результаты. За несколько недель работы более четырех тысяч предметов поступили в распоряжение ученых. Чего тут только ни было: золотые нагрудные украшения, серьги, гребни, пуговицы, оружие, и даже несколько кукол, сделанных из каучука. Последняя находка сильно озадачила ученых. Почему куклы оказались в колодце?

Ответ на этот вопрос археологи получили через 6 лет, когда была организована вторая экспедиция, привезшая с собой новое усовершенствованное оборудование для извлечения и консервации древностей. Ошеломляющие находки следовали одна за другой. Так, возле священного колодца была обнаружена довольно хитро замаскированная ниша-кладовая. Здесь жрецы устроили склад ритуальных изделий — идолов, каменных змей, изображений богов и больших изваяний бога Юм-Чака. Для чего жрецам понадобился этот древний сейф, непонятно. Возможно, эти предметы использовались в особо торжественных случаях.

Тем временем эрлифт продолжал регулярно подавать на поверхность древние ценности. Тут были груды золотых изделий, но они не столько радовали ученых, сколько простые броши из морских кораллов, искусно выполненные статуэтки из ценных пород дерева. Именно они могли дать археологам долгожданные сведения о жизни и обычаях древних жителей Чичен-Ицы. Например, были найдены расшитые золотом детские туфли, натолкнувшие исследователей на разгадку зловещей тайны майя. Среди почти трехсот найденных человеческих скелетов лишь два или три были женскими. Остальные оказались детскими! Фактически те скелеты, которые Томпсон по ошибке принял за останки молодых девушек, были скелетами девочек-подростков.

Анализ расположения слоев предметов смог рассказать ученым о ходе чудовищных церемоний жертвоприношений. По мнению археологов, в начале засухи жрецы сначала бросали в колодец художественные изделия, драгоценности и утварь. Если дождь не начинался, приходила очередь людей. Однако детей вовсе не сталкивали в колодец живьем, как полагали ранее. Сначала их умерщвляли с помощью ножа из обсидиана, а затем обмазывали невинной кровью жадные рты каменных идолов. Только потом и идолов и тела жертв сбрасывали в воду.

Все эти открытия были сделаны в ХХ веке. Нынешний век, вероятно, принесет новые находки, поскольку священные колодцы раскрыли далеко не все свои тайны. До сих пор ученые не могут понять, зачем жрецы сбрасывали в воду головы каменных змей, а их тела закапывали в землю, и для чего в стенах колодца под плитами было устроено хранилище детских черепов. Ответы на эти исторические загадки могут дать только новые исследования.

Комментарии:

Обновлено 13.02.2013 00:02